Житeли мoскoвскиx стaлинoк, кoтoрым eщe нe успeл нaврeдить плaнoвый рeмoнт, пытaются спaсти свoи дoмa oт eгo вoзмoжныx губитeльныx пoслeдствий. Тaкиx примeрoв в стoлицe прeдoстaтoчнo. Пo мнeнию мoсквичeй, тaкиe здaния дoлжны рeстaврирoвaть профессионалы, но все чаще их доверяют рабочим, которые на исторических фасадах воплощают свои собственные представления о прекрасном.
В страшном сне архитектор Мордвинов не мог видеть появившийся козырек над дверью дома, который проектировал. Сталинку в двух шагах от Кремля на Тверской построили еще до войны. Ремонтировали год назад, и задача водоотведения для строителей оказалось непосильной, как и искусственный подогрев кровли — она гнется под ногами, снег портит фасады. А ведь работы в доме, имеющим охранный статус, должны вестись даже не ремонтные, а реставрационные. Понимают ли это подрядчики?
«У меня такое ощущение, что не понимают, — говорит архитектор-реставратор Алексей Денисов. — Определенные требования предъявляются заказчиком, но они не выполняются. Люди случайные, не профессионалы, а деньги берут настоящие, не фальшивые».
Во дворе палаты XVI века, два этажа пристроены в советское время. И современное «творчество» — незаконную постройку в историю арендаторы вписали как могли. Впрочем, внешний фасад величественен и прекрасен, с него начинался так называемый сталинский ампир. Лучшие советские зодчие строили так, как не строили нигде в мире.
«Гордость за нашу страну, от того, что она избавила мир от фашизма. Это все материализовалось в сталинских домах и заслуживает сохранения», — подчеркивает Денисов.
Каждая сталинка не похожа на другую — архитекторам давали полную свободу. Дома рассматривать можно часами. Военная тематика перекликается с элементами нарышкинского барокко. Декор и башенки, и уникальный отделочный материал под угрозой. В дом пришел капитальный ремонт.
Свои коррективы в творчество великих вносят и некоторые собственники. Владелец 80 квадратных метров в доме, имеющем статус памятника, получил охранный ордер на часть крыши. В качестве сторожевой будки отстроил мансарду 300 квадратных метров, увеличив на полтора метра одно крыло здания архитектора Яковлева. Сейчас идет судебная тяжба. Жители соседних домов тоже борются с рестораторами, которые покрыли фасады техническим слоем.
Пока что внешне все так, как в день закрытия, только окна запылились — москвичи ждут, что станет с «Булочной» на Покровке. Это ведь не просто магазин – достопримечательность, и ходили сюда не только за хлебом — за атмосферой. Собственники признали столетнюю «Булочную» нерентабельной, выдернули из исторических слоев Москвы один из ее символов.
Москвичи чуть не потеряли старинную «Аптеку» на Малой Бронной. Сражались, и собственник дрогнул — микстуры и таблетки для продажи вернул. Теперь жители сталинок собираются встать на защиту своих домов.
Подписывайтесь на канал «Вести.Недвижимость» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.