
Мирoвoй рынoк мoбильныx игр зa прoшлый гoд вырoс нa 30% – дo $121 млрд. Этo oгрoмный «пирoг», зa кусoчeк кoтoрoгo бoрются кoмпaнии-рaзрaбoтчики всeгo мирa. С лидeрaми – кoмпaниями с СШA, Япoнии, Китaя и Южнoй Кoрeи – срaжaются и укрaинцы.
Чтoбы дoбиться успexa, здeсь нужнo нe прoстo xoрoшo писaть кoд, вaжнo рaзбирaться в индустрии и нe жaлeть дeнeг нa мaркeтинг. «И oчeнь не надышаться на кого игры», — дoбaвляeт Дмитрий Кoвтун, oснoвaтeль кoмпaнии Pingle. Ужe пoчти 15 лeт oнa зaнимaeтся пoртирoвaниeм игр – пeрeнoсoм с oднoй плaтфoрмы, нaпримeр, с ПК нa смaртфoн либо кoнсoль. И, пo ee сoбствeнным дaнным, вxoдит в тoп-5 aнaлoгичныx кoмпaний в Укрaинe.
Кoвтун рaсскaзaл LIGA.Tech, кaк oн пoпaл в этoт бизнeс, кaк устрoeн рынoк пoртoтирoвaния игр и скoлькo нa нeм мoжнo зaрaбoтaть.
Слoжный стaрт
Сeйчaс Дмитрию 44 гoдa, гoрный инжeнeр пo oбрaзoвaнию, o рaбoтe Pingle oн гoвoрит с бoльшим вooдушeвлeниeм. Xoтя eгo пeрвый oпыт с мoбильными игрaми нeльзя нaзвaть успeшным.
«Дo приxoдa в гeймдeв я прoбoвaл сeбя в ритeйлe, зaпустив в 27 лeт сeть мaгaзинoв oдeжды фoрмaтa «всe пo 55″. Нa пикe числo тoргoвыx тoчeк дoxoдилo дo 140. Бизнeс принoсил дeньги, нo удoвoльствиe и рaдoсть – нeт», – вспoминaeт Кoвтун.
С дeтствa eгo привлeкaлa сфeрa кoмпьютeрныx игр. Встрeчa с тaким жe «гикoм» Aлeксeeм Сaвчeнкo, пoдтoлкнулa пoпрoбoвaть сeбя в гeймдeвe. Неразлучно они создали компанию Black Wings Foundation. Существенный бизнес Дмитрий не оставлял.
Возьми создание первой игры партнеры потратили $500 000 – в четыре раза больше планового бюджета. Творение отличался от первоначальной идеи, денег для доработку все равно невыгодный хватило. Но команда решила изъявить игру потенциальным покупателям. Фидбек расстроил – катаклазит никого не заинтересовал. Вотан из издателей, познакомившись с командой рядом, предложил поработать над портированием игр около смартфоны.
Через полгода «в играх» ведущий бизнес Дмитрия пришел в декадентство, его пришлось закрыть. Партнеры сконцентрировались нате новом направлении. Шел 2011 время.
Заказы были, но больших денег неважный (=маловажный) приносили. Крупные контракты обходили компанию окольным путем. Проработав так несколько полет, в 2018 году партнеры разошлись, деталей Ковтун маловыгодный раскрывает.
Вместе c новым партнером Константином Шепиловым Димаша создал Pingle Game Studio, в него перешла весь команда BWF вместе с портфелем заказов. Чтоб найти те самые взрослые контракты, компаньоны пошли держи риск. Если в Украине заказов ни слуху, почему не поискать в Америке?
Они отправились в Калифорнию. «Что сейчас помню: жилье, в котором остался благовоние котов так, что сопеть было тяжело. Дневной смета на питание на двоих – $15, экономность на проезде – ходили пешеходом в день по 30 км», – вспоминает Ковтун. Круглым счетом прошел месяц, но поставленной цели достигли. В Украину партнеры вернулись с контрактами, которые объединение признанию Ковтуна, спасли компанию. Фирма заработал и вышел на окупаемость.
Нонче в Pingle работает 150 народа. Она специализируется на играх категории ААА – сие игры с большими бюджетами, начиная с $1 млн. Контракты нате портирование таких игр сопоставимы соответственно цифрам. Среди заказчиков – Disney, Lucasfilm, Zingri, Embracer Group, Square Enix, Epic Games, Team17.
(то) есть им удалось закрепиться нате рынке?
Три кита
Точно поясняют в Pingle, тем, кто именно хочет выходить на толкучка игр, нужно изначально сложиться с сегментом.
Например, в казуальном сегменте (простые зрелище, наподобие тетриса) очень бессчётно компаний, они появляются и исчезают в Украине в огромных количествах: вслед год может появиться сбоку 2000 компаний, но 1500 его безвыгодный переживут.
«Казуальщина популярна, оттого-то что позволяет за небольшие казна запустить игру, собрать команду и копейку) на трафике», – поясняет Ковтун.
Надежных компаний, которые работают в сегменте высокобюджетных игр и конкурируют с Pingle, в стране после десятка: Room 8 Studio, Ubisoft Kyiv, iLogos и мало-мальски других. Но в целом Хохляндия занимает мизерную долю мирового рынка.
«Ась? у нас было? Stalker, Metro, оно это одна и та а команда. Плюс еще малую толику игр. В других европейских странах отсюда следует в разы больше», – делится СЕО Pingl Кирилка Мухин.
Настоящим лидером роста является мобайл. Однако он не сможет после-настоящему вытеснить с рынка рента и ПК, уверены в компании.
«У мобильных устройств, без преимуществ – возможность иметь любимую игру лещадь рукой, есть недостатки – глупость в управлении игрой, а также недалекость в контенте и его качестве. Зрелище уровня Stalker или Red Dead Redemption подвижный телефон пока не вытягивает», – поясняет Мухин. К тому а в красивую проработанную игру неизмеримо приятнее играть на большом мониторе либо — либо телевизоре.
Вторая важная что-то – деньги. Казуальные игры нате мобильном телефоне – это небольшие бюджеты, отчасти десятков тысяч долларов.
Смета на сложные игры интересах смартфона соизмерим с бюджетом игр ради ПК. Стоимость зависит с сложности и детализации. «Сделать игру как Stalker, с большими локациями и большим счетом контента, проработанным миром и историей, хорош стоить $3-5 млн, если нет делать в Украине. В Штатах – умножайте сумму держи пять», – говорит Мухин.
Вдобавок есть особенность. «Ты разработал десктоп и получай этом все, остается в какой-нибудь месяц небольшая команда поддержки. С мобильными играми безвыгодный так. Можно за много разработать стратегию, а затем отдельный месяц придумывать тонну нового контента, накоплять аналитику», – поясняет СЕО Pingle. Сие означает новые вливания.
Львиную долю бюджета откусывает исследование. Затраты на продвижение зрелище могут в несколько раз переваливать расходы на ее разработку.
Портирование премиальных игр и влетает заказчику в копеечку.
Аутсорсеру, какой-никакой портирует игры, достаточно конкурировать с одним-двумя паблишерами. У последних в портфеле может присутствовать много IP, и вы возьмете какую-ведь часть, поясняет Ковтун.
IP — intellectual property. Кинокартина, анимация, книга и любое другое дело, которое разработчики могут переделать в игру.
Партнерство. В сегменте портирования проектов получи и распишись мобильные устройства работает неважный (=маловажный) так много компаний. Строится все на свете на личных отношениях. Контракту Pingle с Embracer Group предшествовали неуд года знакомства. С Zinger топы общались чуть-чуть лет, регулярно заполняли опросы и участвовали в тендерах. «По сей день это время мы присматривались словно кого черт веревочкой связал к другу, чтобы подписать какие-в таком случае контракты. Со Square Enix, японским паблишером, известным серией о Ларе Крофт, в свою очередь очень долго общались, встарь чем начать работать», – поясняет Ковтун.
Одна с самых знаковых игр, которую украинцы портировали в мобильный телефон, – Life is Strange, компании Square Enix. Ради получить контракт, Pingle небольшую толику лет просто поддерживал взаимоотношения с японцами. «Только после сего они смотрят на тебя всерьез и говорят: «Давайте начнем»», – рассказывает Митяша. — Затем проходит всё ещё год, но ты сделано проверенный, надежный. Молодая неизвестная у них своя свад в жизни не попадет в нынешний рынок».
В этой нише мировые разработчики далеко не приходят в Украину за портированием – сие Украина стучится к ним. В рынке конкурируют компании с Голландии, США, стран Латинской Америки, Польши. Переиграть у них нелегко.
Заказчики смотрят сверху несколько факторов, резюмируют в Pingle: горазд ли ты быстро и за исключением. Ant. с срыва дедлайнов отдавать релиз, насколько лет компании, где симпатия находится и с какими другими партнерами работает. Решающую функция играют личные дружественные крыша. Они делают игры после $20 млн и не будут бравировать, работая с молодой и неопытной компанией.
Портирование игр: портфелишко
Сегодня компания не зацикливается бери мобильных устройствах и старается диверсифицировать сумка таким образом, чтобы жребий одной платформы не занимала значительнее 30% всего портфеля. В Pinglе рассказывают, словно для выхода на торг портирования на консоли пришлось накопить не меньше времени и сил, нежели для поиска и выстраивания доверия с партнерами исполнение) порта на мобильные платформы.
Без дальних разговоров в разработке у Pingle больше 15 проектов вдоль портированию. Несмотря на результат. Ant. неудача нынешнего бизнеса, Ковтун трендец еще хочет создать свою игру. Потому как разработка сложных игр требует больших денег, многие разработчики об эту пору идут альтернативным путем, покупая полномочия на «игровизацию» существующего IP.
По части этому же пути решили трогаться Pingle. До пандемии, один с половиной года назад, команда вела собеседование с Disney и Warner Brothers о покупке IP около игру, но карантин и избитый фон кризиса, связанного с COVID-19, заставил отложить до греческих календ планы. В этом году украинцы планируют освежить проект.
Но и с портированием (теплая не прощается. На прошлой неделе Pingle заключила завет с Electronic Arts, разработчиком, в наибольшей степени известным серией игр Sims. «У нас растет сумма партнеров из США, наша сестра думаем о том, чтобы релоцироваться и комплекция американской компанией», – делится Ковтун.
Леруша Давыдова
Корреспондент Liga.Tech
Разве что Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
геймдев разработки смартфоны зрелище консоли