Плохие дороги? На это можно повлиять с помощью открытых данных и правильных обращений

Eщe нeскoлькo лeт нaзaд слoжнo былo прeдстaвить, a тeм бoлee oтслeдить, нa чтo и кaк трaтят гoсудaрствeнныe дeньги. Мнoгoe измeнилoсь с принятиeм пoстaнoвлeния КМУ oб oбязaтeльнoм oткрытии дaнныx oргaнaми влaсти. 

Сeгoдня дeсятки укрaинскиx прoeктoв в рaзныx сфeрax — oт трaнспoртa дo мeдицины — испoльзуют open data. Кaждый нoвый oткрытый рeeстр — этo пoбeдa нe тoлькo исполнение) IТ-рaзрaбoтчикoв, нo и для oбщeствeннoсти, вeдь oн дeлaeт прoзрaчными дeйствия бизнeсa и влaсти, дaeт вoзмoжнoсть умeньшить урoвeнь кoррупции.

В ближaйшиe пяток лeт в нaшу жизнь прoчнo вoйдeт «Бoльшoe стрoитeльствo» — сoвмeстнaя прoгрaммa прeзидeнтa Укрaины и Кaбминa, кoтoрaя прeдпoлaгaeт инфрaструктурную мoдeрнизaцию стрaны. Нa нee выдeляют кoлoссaльную сумму: тoлькo в 2020-м — oкoлo $4,6 млрд.

Нo мoжeм ли пишущий эти строки прoкoнтрoлирoвaть, кудa имeннo oни пoтрaчeны?

сoвмeстнo с прoeктoм USAID/UK aid «Прoзрaчнoсть и пoдoтчeтнoсть в гoсудaрствeннoм упрaвлeнии и услугax/ TAPAS» прeдлaгaeт нa примeрe тaкoй близкoй и пoнятнoй истoрии, кaк стрoитeльствo дoрoг, рaзoбрaть вoзмoжнoсти open data. Кaк oткрытыe дaнныe мoгут пoмoчь кaждoму изо нaс влиять нa прoцeсс стрoитeльствa дoрoги, кoнтрoлирoвaть испoльзoвaниe дeнeг, выдeлeнныx изо бюджeтa, и дaжe зaстaвлять пeрeдeлaть рaбoту, eсли oнa oкaзaлaсь нeкaчeствeннoй.

Рукa руку мoeт? Нe в этoт рaз. Серия oбщeствeннoгo кoнтрoля

Цикл стрoитeльствa неужели рeмoнтa любoй дoрoги мoжнo услoвнo рaздeлить нa чeтырe пeриoдa. В кaждoм изо ниx у нaс eсть вoзмoжнoсть возыметь нa прoцeссы — oпрeдeлить учaстoк с целью рeмoнтa, кoнтрoлирoвaть выбoр пoдрядчикa, eгo рaбoту, испoльзoвaниe срeдств.
Рaссмoтрим пo пoрядку сeрвисы нa основе открытых данных, которые облегчат наше отношение и контроль в такой хлопотной затее. 

Веха 1. Планирование ремонта

Надобно вжиться в роль «контролера» сейчас на первом этапе. (то) есть помочь органам власти выкинуть ваше передвижение по дорогам побольше комфортным?

Для начала надо бы определить название дороги с «проблемным» участком (в этом поможет инет-карта или дорожный геокалькулятор) и ее балансодержателя. Ради пределами населенных пунктов сие могут быть дороги государственного значения (М, Н, Р, Т), которые находятся получи балансе служб автомобильных дорог в областях, может ли быть местного значения, пребывающие получай балансе облгосадминистраций. Улицы иль дороги коммунальной собственности в населенных пунктах в большинстве случаев содержатся держи балансе горсоветов.

Вооружившись вводными данными, можете пускаться к процессу устранения дефектов получи и распишись интересующем участке дороги: придать значение повреждения дорожного покрытия и заслать обращение с просьбой выполнить дорожные работы.

Коли речь идет о дороге государственного значения, ведь следует воспользоваться «Интерактивной картой Укравтодора». Возлюбленная предоставляет актуальную информацию о ситуации сверху дорогах Украины, о состоянии проезда числом автодорогам. И самое главное прямо на самой карте существует часть для обращения, с помощью которого только и можно пожаловаться на плохое статус дороги, помехи движению. Воззвание попадает к диспетчеру, а дальше ваша сестра сможете отслеживать статус обработки и рассмотрения жалобы.

Делать что речь идет о дорогах местных и коммунальных, так обращаться нужно в облгосадминистрации неужто муниципалитеты. Но перед сим следует собрать информацию.

Помочь в таком случае может схема Инициативы по прозрачности инфраструктуры CoST Ukraine — портал «Прозрачная инфраструктура». Возлюбленный формирует аналитику на основе открытых данных Prozorro и данных, которые самопроизвольно вносят распорядители средств — заказчики дорожных работ и услуг.

Схема позволяет проверить, осуществлена ли скупка ремонтных работ на участке интересующей дороги.

К примеру, если бы проведена закупка для ямочного ремонта, хотя не указано, какие как участки дороги будут отремонтированы, ваша сестра можете обратиться к балансодержателю (в горсовет, облгосадминистрацию неужто Службу автомобильных дорог) со ссылкой в эту закупку и просьбой исправить тот участок дороги, кто вас интересует.

Если в области безвыгодный проводили закупку на поправка интересующей дороги, существует противолежащий вариант обращения, который предусматривает зачисление участка в перечень объектов пользу кого ремонта в следующем году.

Т. е. добиться того, чтобы недостаток, который мешает вашему передвижению, устранили?

Существует четверка шага, как сделать таково, чтобы дорогу или ее участки включили в регистр объектов для ремонта. Настоящий алгоритм разработан специалистами CoST в рамках совместного проекта CoST Ukraine с USAID ВзаємоДія  — «Светлость и подотчетность при проведении дорожных работ нате дорогах местного значения: города и громады» и опробован региональными координаторами в нескольких регионах Украины.

4 шага к ремонту дороги

  • Действие 1.  Определите индекс и балансодержателя интересующей вы дороги.
  • Шаг 2. C помощью Дорожного чат-бота с CoST Ukraine (https://www.messenger.com/t/RoadBotUkraine) загрузите бланки обращений к интересующим балансодержателям.
  • Дело 3. Заполните бланки, дополнив речь детальным описанием обстоятельств, которые создают тернии вашему комфортному передвижению, фотографиями, замерами и характеристиками дефектов дорожного покрытия, а тоже координатами их местонахождения.
  • Движение 4. Направьте обращение на электронный надсыл балансодержателя, который в соответствии с действующим законодательством обязан обсосать его и поставить вас в азбучность о принятом решении в течение 30 календарных дней.

Нате принятие решения влияют объемы работ, необходимые пользу кого восстановления целостности дорожного покрытия, и листаж финансирования, полученный балансодержателем.

На каждом слове из-за ограниченного бюджета распорядителям средств нельзя не из нескольких объектов забаллотировать один, наиболее значимый в целях города или области.

Прямо поэтому при формировании обращений дельно заручаться поддержкой других заинтересованных лиц — местных депутатов, представителей общественных организаций, бизнеса, учреждений социальной среда — школ, садов и больниц. Помощь активных граждан с региональными координаторами CoST подтверждает безрезультатность такой поддержки. Уже следующий год региональные координаторы помогают жителям неложно и по адресу «жаловаться» получи и распишись неудовлетворительное состояние украинских дорог, а равно как контролировать закупки в дорожной отрасли и сорт выполненных дорожных работ.

Хлеще обращений — больше шансов прикончиться ремонта и комфортного передвижения.

Взять, житель Киева, воспользовавшись Дорожным ботом, написал наказ об устранении аварийно-опасных выбоин в области ул. Н. Василенко. Через отчасти дней дефекты ликвидировали.

Фаза 2. Тендерные закупки

В втором этапе вы располагаете арсеналом сервисов, которые помогут увериться — вас не обманывают, и бабульки, выделенные на ремонт другими словами строительство вашей дороги, идут точно по назначению. Что вы можете произвести?  Проводить мониторинг публичных закупок, выбора подрядчиков и в случае выявления нарушений — направлять жалобы в контролирующие органы.

Вопреки на то, что тендеры проходят в полный голос, коррупционные риски довольно высокие — сие и искусственное завышение стоимости услуг, нульсон конкуренции среди подрядчиков. Точно по оценкам правоохранительных органов, в годик коррупция в публичных тендерах возьми строительство и ремонт дорог может компонировать 10-15 млрд грн.

Опробовать добропорядочность подрядчиков, познакомиться с их стоимостной политикой поможет Prozorro. Вследствие этой площадке можно ознакомиться связи между участниками тендера, клаузула конкуренции в ходе торгов.

Унич и проекты, которые упрощают «разбирание» и сразу генерируют необходимую информацию изо Prozorro. Например, сервисы Nora, Dozorro, CoST Ukraine, Clarity Project, YouControl держи базе открытых данных обнаруживают признаки сговора нате тендере, связи между участниками строительного рынка.

Разве тендер вам кажется подозрительным, и вам набрали достаточное количество доказательств, их нужно наострить в Государственную аудиторскую службу. В самом тендере встроена клавиша жалобы в Аудиторскую службу, какими судьбами существенно облегчает подачу жалоб.

Если бы оформление жалобы вызывает сложности — обратитесь вслед за поддержкой к координаторам проектов CоST и Dozorro. Они помогут рассмотреть собранные данные и написать жалобу. В случае подтверждения нарушений Антимонопольный комиссия добьется отмены тендерных закупок и, в чем дело? немаловажно, компенсации со стороны нарушителей.

К примеру, общественные организации с через инструментов на основе открытых данных, изучив контракты и блат между игроками на дорожном рынке, выявили, отчего в 2019 году десять компаний выиграли почти не половину всех тендеров возьми 42 млрд гривень — сие почти 48% от общей стоимости подрядов.

И они зафиксировали распределение деятельности компаний сообразно областям, в соответствии с чем предположили, чего существует региональная монополия сверху выполнение ремонтных работ. Получи основании полученной информации активисты отправили чреда запросов в Государственную аудиторскую службу после разным тендерам с целью проверки соблюдения процедуры закупок.

Шаг 3. Строительство/ремонт

Беспристрастный этап — самый напряженный и эпохальный. Предстоит контролировать работу заказчика, непродуктивность использования средств и мониторить проведение в жизнь работ.

Оценить денежный контроверза поможет портал использования публичных средств  spending.gov.ua. Симпатия собирает данные о ходе ремонта дорог, средствах, которые положительно потратили заказчики.

Так, для основании данных на порталах data.gov.ua и spending.gov.ua, коллектив может проверять наличие неиспользованных средств возьми содержание дорог и заставлять органы правительство провести ремонт.

Помочь сверху этом этапе также могут проекты держи основе открытых данных CoST «Прозрачная инфраструктура» равным образом Антикоррупционная карта ремонтов.

Они позволяют отэ тендеры на выполнение ремонтных работ не то — не то строительства и объем работ, входящих в текущий ремонт в любом населенном пункте.

Весь информация о тендерных закупках загружается в режиме реального времени с системы Prozorro. По результату жалоб команды проектов направляют требования в органы власти.

К примеру, квартирант Ивано-Франковска подал жалобу по вине Антикоррупционную карту ремонтов о некачественном расширении проезжей части дороги, идеже подрядчик оставил участок у тротуара без участия асфальтового покрытия, хотя накопления на эти работы выделили. Спустя время обращения к заказчику работ — городскому совету Ивано-Франковска — подрядчика заставили отстранить дефекты.

Этап 4. Исчерпывание дорог

Четвертый этап — бесконечный: следить за состоянием дорог со временем окончания ремонта, обращаться к заказчику быть выявлении изъянов на дороге, мониторить расходование дорог и обращаться на правительственную горячую линию и в полицию, на случай если есть необходимость. Например, если бы вы постоянный свидетель трафика большегрузного транспорта в дорогах.

Проследить за качеством строительных работ могут помочь координаторы CoST Ukraine. Исполнение) этого на почту проекта надобно(ть) направить соответствующие запросы. Экипаж проводит проверку качества выполнения работ, соответствия размещенной информации в конечном счете выполненным работам. По результатам инспектирования экипаж готовит обращения в профильные органы полномочия для устранения повреждений.

Вследствие открытым данным и общественному мониторингу состояния дорог, координаторы CoST Ukraine в 2018-2020 гг. обследовали 42 дороги и 17 мостов и в случае выявления дефектов обращались с запросами к балансодержателям сих объектов, которые, в свою каскад, побудили подрядчиков выполнять гарантийные обязательства.

В целом, «темных» зон инфраструктуры преимущественно, чем нам может завиднеться на первый взгляд. Коррупционные риски кроются невыгодный только в закупках, но и получи и распишись других этапах — в планировании, непосредственном выполнении работ, контроле качества т.д..

Только в открытом доступе немало инструментов, которые могут помочь нам пролить подсолнечная на «темные» зоны и успешно управиться с таким хлопотным делом, как бы ремонт или строительство.

В материале использовали информацию изо аналитического отчета «Антикоррупционное и социальное последействие открытых данных в сфере строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог Украины», подготовленного в рамках USAID / UK aid проекта «Незамутненность и подотчетность в государственном управлении и услугах/ТАРАS» и присутствие содействии Министерства цифровой трансформации Украины.

Кабы Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.







Напишите нам
Open Data дороги смета ремонт дорог местный смета жалобы плохие дороги демаскировка данные

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.